ФГОС ДО
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения образовательных программ.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого — педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования:
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды предполагает:
— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Требования к структуре ОП ДО в соответствии с ФГОС ДО
Родителям о ФГОС ДО.
Профстандарт
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Профстандарт сотрудника ДОУ является основным критерием оценки компетентности и стратегией соответствия специалиста занимаемой должности и применяются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций.
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Типовой план внедрения профстандартов складывается из следующих этапов (см. Положение о внедрении профстандартов в ДОУ):
- Выявление утвержденных стандартов, применимых к области деятельности, направлению работ организации.
- Проведение анализа требований профстандарта, содержания действующей в организации должностной инструкции и записей в документах работника, занимающего соответствующую должность (в дипломе и трудовой книжке).
- Приведение имеющейся у работника квалификации в соответствие с требованиями профстандарта.
- Внесение изменений в документы организации в связи с применением профстандартов.
В таблицах ниже представлены данные о соответствии должностей в ДОУ принятым профстандартам (1 этап внедрения профстандартов). Приведены профессиональные стандарты по должностям, которые могут быть введены в штатное расписание для выполнения поставленных задач или профстандарты нормы которых могут учитываться при организации деятельности ДОУ.
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников
№ п/п
|
Профессиональный стандарт
|
Должности в ДОУ
|
1.
|
01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией).
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 19 апреля 2021 года № 250н
|
|
2.
|
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н
|
- Старший воспитатель
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
|
3.
|
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 № 514н педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н
|
- Психолог
- Педагог-психолог
- Психолог образовательной организации
|
4.
|
01.014 Педагог-дефектолог.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 13 марта 2023 № 136н
|
- Учитель-дефектолог
- Учитель-логопед
|
5.
|
03.014 Няня (работник по присмотру и уходу за детьми).
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05 декабря 2018 № 769н
|
- Младший воспитатель
- Помощник воспитателя
- Няня
|
Принятые профессиональные стандарты руководящих работников и персонала ДОУ
№ п/п
|
Профессиональный стандарт
|
Должности в ДОУ
|
1.
|
07.005 Специалист административно-хозяйственной деятельности.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 02 февраля 2018 № 49н
|
- Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части
- Заведующий хозяйством (Завхоз)
- Кладовщик на складе ТМЦ (Служащие, занятые учетом, приемом и выдачей товаров на складе)
|
2.
|
33.011 Повар.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 08 сентября 2015 № 610н
|
- Помощник повара
- Младший повар
- Повар
- Шеф-повар
- Бригадир поваров
- Заведующий производством
- Управляющий производством
|
4.
|
16.077 Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 21 декабря 2015 № 1075н
|
- Уборщик служебных помещений
- Дворник
- Рабочий комплексной уборки
|
Нормативные документы.
Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (ред. от 05.08.2016)
Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 № 37509)
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015№ 38575)
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н (ред. от 05.04.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33671)
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015№ 38993)
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994)
Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 № 39210)
Приказ Минтруда России от 06.10.2015 № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2015 № 39362)
Источник: http://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga
|