Пятница, 29.03.2024, 08:22Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
МДОУ детский сад №13
Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

     Чтение художественной литературы в старшем возрасте.

    /_tbkp/chtenie_khudozhestvennoj_literatury_v_starshem_voz.docx

    Что мы читаем малышам/

    _tbkp/chto_my_chitaem_malysham.doc

    Воспитываем детей через сказку

    «Наши дети – это наша старость.

    Правильное воспитание -

    это наша счастливая старость,

    плохое воспитание –

    это наше будущее горе,

    это наши слезы.

    Это наша вина

    перед другими людьми».

    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

    Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

         Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

          В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества

          Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

    Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма   ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

    Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

    Хочется закончить словами  В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

         Читайте детям сказки! Воспитывайте здоровую личность!

           

               "Роль книги в речевом развитии детей»

     

          Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей  о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка.     В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

    Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.

       Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

      Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с  подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

    К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

    Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении  выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

    Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

    Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.   После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

         Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое  развитие.

    Рекомендации родителям по развитию

                                  читательского интереса у детей

    • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
    • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
    • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
    • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
    • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
    • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
    • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
    • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
    • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
    • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
    • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
    • Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

     

    "Книга в жизни ребенка"

    Десять «почему» детям необходимо читать книжки.

     

    1.     Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

    2.     Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

    3.     Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

    4.     Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

    5.     Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

    6.     Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

    7.     Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

    8.     Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

    9.     Книги придают силы и вдохновение.  Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

    10.  Чтение – самое доступное и полезное для  интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

    Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

    Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать.

    И еще, в педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать  процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.

    Сказка для начинающих читать.

    Предлагаем вашему вниманию сказку для начинающих читать. Многие родители жалуются, что таких сказок не так уж и много. Все старое да избитое. А новых сказок якобы никто не пишет. Пишут! И вот вам пример! Сказку для начинающих читать «Как Петух драться перестал» написала детская писательница Ирина Гурина.

    Распечатайте эту сказку на белом листе бумаги крупным шрифтом! Не давайте читать ребенку текст с монитора компьютера!

    Автор: Ирина Гурина

    Как Петух драться перестал.

    Жил да был в одной деревне драчливый Петух.

    Всех он обижал: и уток, и кроликов, и даже индюка.

    — Я здесь самый сильный! — кукарекал он с забора.

    Однажды заглянул этот Петух в соседский двор.

    Увидел драчун собачью будку, зашёл внутрь и кричит:

    — Мой дом!

    Вдруг в темноте кто-то заворочался и зажглись два страшных глаза.

    — Чудовище, дракон! Спасите меня! — заголосил Петух.-

    Помогите, нападенье!
    Не отдайте на съеденье!

    Испугался, бедный, наружу выскочил и в стогу спрятался.

    Слышит Петух — хохочут все вокруг.

    Выглянул он из стога и увидел у будки маленького Щенка.

    — Эх ты, трус, — рассмеялся Щенок.

    С тех пор никто трусливого Петуха больше не боялся, а сам Петух драться перестал и каждое утро пел весёлую песенку:

    — У меня друзья повсюду,
    Больше драться я не буду!

     

    Вот такая замечательная сказка для начинающих читать!

    Успехов в обучении чтению!

    Книги для детей 5 — 6 лет

    В этой статье пойдет речь о рекомендациях книг для детей 5 — 6 лет.

    Многие родители задаются вопросом что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Где-то они схожи, где-то расходятся. Существуют программы для чтения, подготовленные педагогами. Но и они между собой отличаются. Не могу сказать плохо это или хорошо. На мой взгляд, правильным было бы   родителям попросить воспитателя в детском саду позволить ознакомиться с программой детского учреждения и составить список рекомендованной литературы. Далее читать книги из предложенного списка и немного дополнять его книгами на свое усмотрение.

    В целом, в возрасте 5 — 6 лет в программу для чтения непременно включают произведения, которые детям были знакомы ранее. Обязательно должны быть книги разных жанров, включая фольклор. При этом для детей Российской Федерации делается упор на творчество русского народа и дополнительно малых народов. Так, помимо русских народных сказок, в Чувашии детей знакомят с чувашскими народными сказками. В программу включают творчество зарубежных писателей. Перед чтением и по его окончании следует заострить внимание детей на авторе и на жанре произведения, чтобы малыши начинали ориентироваться в море литературы.  В этом возрасте у детей уже могут появляться любимые авторы и предпочитаемые жанры. В программы для чтения входят произведения, подлежащие заучиванию наизусть и чтению по ролям. По мнению педагогов дети к 7-ми годам должны уметь: разбираться в жанрах художественных произведений (стихи, проза, песенки и заклички, фольклорные сказки и сказки писателей и поэтов, рассказы), называть имя любимого писателя, название полюбившейся сказки или рассказа, знать 2 — 3 стихотворения наизусть (можно с напоминанием первых строчек), уметь драматизировать сказки и выражать голосом эмоции главных героев произведения, уметь читать по ролям.

    Для чтения по ролям можно посоветовать следующие книги для детей 5 — 6 лет:

    Ю. Владимиров «Чудаки»
    С. Городецкий «Котенок»
    В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…»
    Э. Успенский «Разгром»

     Из фольклора одна из программ рекомендует такие песенки и заклички, как:

    «Как на тоненький ледок…»
    «Николенька  гусачок…»
    «Ты, мо­роз, мороз, мороз…»
    «Божья коровка…»
    «Дождик, дождик, веселей»

    Из русских народных сказок можно посоветовать:

    «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы
    «Крылатый, мохнатый да масляный»  в обработке И. Карнауховой
    «Царевна-лягушка», «Сив­ка-Бурка» в обработке М. Булатова
    «Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова
    «Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого
    «Рифмы» пересказ Б. Шергина
    «Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева
    «Докучные сказки»

    Рекомендации из сказок и песенок народов мира:

    «Гречку мыли» в обработке Ю. Григорьева в переводе с литовского
    «Друг за дружкой» (рекомендуется для чтения в сокращенной варианте) в обработке Н. Гребнева в переводе с таджикского
    «Веснянка» в обработке Г. Литвака в переводе с украинского
    «Дом, который построил Джек», «Старушка», в переводе С. Маршака с английского
    «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой в переводе с голланского
    «Спляшем»  в обработке И. Токмаковой в переводе с шотландского
    «Кукушка» в обработке К. Шаврова в переводе с немецкого
    «Как братья отцовский клад нашли» в обработке М. Булатова с молдавского
    «Лесная дева» в переводе с чешского Б. Петровой
    «Желтый аист» в переводе с китайского Ф.Ярилина
    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе с индийского Н. Ходзы
    «Чудесные истории про зайца по имени Лек» и сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева
    «Златовласка» в переводе с чешского К. Паустовского
    «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой

    На вооружение из стихов можно взять следующие  книг для детей 5 — 6 лет :

    «Колыбельная» В. Брюсов
    «Первый снег» И. Бунин
    «Котенок» С. Городецкий
    «Береза», «Черемуха» С. Есенин
    «Летний дождь» А. Майков
    «Зеленый шум»  (в сокращенном варианте) Н.Некрасов
    «Встреча зимы» И.  Никитин
    «Зимний вечер» (в сокращенном варианте), отрывок из поэмы «Евгений Онегин»«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин 
    «Мой садик» А. Плещеев
    «Осень, обсыпается  весь наш бедный сад…» (в сокращенном варианте) А.К.Толстой  
    «Воробей» И.Тургенев
    «Зима недаром злится» Ф. Тютчев
    «Кот поет, глаза пришуря…» А. Фет
    «У кроватки» М. Цветаева
    «Волк» С. Черный
    «Жадина» Я.Аким
    «Веревочка» А. Барто
    «Про сома», «Собачкины огорчения»,  «Приятная встреча» Б. Заходер
    «Сундук»,  «Лошадь» В. Левин
    «Пудель», «Почта»  С.  Маршак 
    «Веселые чижи»,  «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс
    «Домик с трубой» Ю. Мориц
    «Бесконечные стихи», «Совет» Р. Сеф
    «Мирная считалка» М. Яснов

     

    Из стихов, которые дети могли бы выучить наизусть педагоги рекомендуют следующее:

    «По дубочку постучишь…» (Русская народная песня)
    «Весенняя гос­тья» И. Белоусов
    «Посидим в тишине» Е. Благинина
    «Мамин день» Г. Виеру в переводе с молдав. Я. Акима
    «Пять маленьких щенят» С. Городецкий
    «Поез­жай за моря-океаны» М. Исаковский
    «Мирная считалка» М. Карем в переводе с французскогоВ. Берестова
    отрывок из поэмы
    «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» А.Пушкин
    «Осень наступила..» А. Плещеев
    «Вот моя деревня» И. Суриков

    Из рассказов и глав из повестей можно предложить такой список:

    главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева
    «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой 
    «Кот на велосипеде» С. Черный
    «Горбушка» Б. Ал­мазов
    «Не обижать Жаконю» М. Борисова
    главы из повест
    и «Чук и Гек» А. Гайдар
    «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев
    «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский
    «Как я ловил человечков», «Белый домик»  Б. Житков
    «Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков
    «Кроха» М. Москвина
    «Живая шляпа» Н. Носов
    глава из
    «Рассказов о Белочке и Тамарочке»«Большая стирка», «Буква  «ты» Л. Пантелеев
    «Кот-ворюга» К. Паустовский
    «К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев
     

    Рекомендуемые литературные сказки:

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца­ревне Лебеди» А. Пушкин
    «Крупеничка» Н. Телешов
    Главы из сказки
    «Домовенок Кузька» Т. Александрова
    «Серебряное копытце» П.Бажо
    «Сова»  В. Бианки
    Главы из сказки
    «Волшебник Изумрудного города» А. Волков 
    «Серая звездочка» Б. Заходер
    «Цветик-семицветик» В.Катаев
    «Сказка про трех пиратов» А. Митяев
    «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская
    «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы»  Г. Сапгир
     

    Книги для детей 5 — 6 лет поэтов и писателей зарубежных стран

    «На Горизонтских островах»  Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера
    «Баллада о королевском бутерброде» А.Милн , в переводе с английского С. Маршака
    «Шумный Бабах» -->