Пятница, 26.04.2024, 19:50Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
МДОУ детский сад №13
Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

     

                               Консультации для родителей.

    Сайт учителя -логопеда https://nsportal.ru/kalinova

    "Словесные игры по дороге домой"-видео-консультация

    https://yadi.sk/i/Cd0heMQcI0PzQg.

    Как помочь гиперактивному ребёнку.

    /2020/kak_pomoch_giperaktivnomu_rebjonku.doc

    Праздник красивой речи.

    /2019/prazdnik_krasivoj_rechi.doc

    Читайте детям сказки! 

    /2018/a_est_li_golosa_u_knizhek.doc

    Занимательные прогулки   /_tbkp/zanimatelnye_progulki.doc

    Зачем ребёнку учить стихи?

     /_tbkp/zachem_rebjonku_uchit_stikhi.doc

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

    /_tbkp/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitel.doc

    Подготовка ребёнка к школе. /

    _tbkp/podgotovka_rebenka_k_shkole.doc

               Как развивать фонематический слух у детей.

       Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

      Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

     Знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.

      Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

      Развитие фонематического слуха у детей можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут  дошкольникам распознавать заданные звуки, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся одной фонемой.

     

    Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.

    Помогут в этом следующие несложные задания:
    1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.
    2.  Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

    Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

    Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

    3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

    Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.

    Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

    Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

    Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

    узнавание неречевых звуков;

    различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; различение слов, близких по звуковому составу; различение слогов;

    различение звукового анализ, звукового состава слова.

     

     Узнавание неречевых звуков (развитие слухового внимания и слуховой памяти)

    Предложите ребёнку послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

    Различение высоты, силы, тембра голоса.

    Игра «Далеко - близко». Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем ребёнок сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок  должен мяукнуть, изображая страх.

    Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

    Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом  игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

    Игра «Угадай, как надо делать». Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге»)

     

    Различение слов, близких по слоговому составу.

    Игра «Не ошибись». Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

    Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

    Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

    - В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
    - Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

     Различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

    Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

    Различение звуков   В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

    - Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

    Анализ звукового состава слова. Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

    1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
    2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

    Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор». Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:». Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор». Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.  

    Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

    Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать» Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет. Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

    Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным.

    Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

    Логические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

    К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

     Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

    Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

    1.Составление рассказа по картинкам. ( ребёнок раскладывает  картинки в нужном порядке, объясняет последовательность, затем составляет рассказ )

    2.Узнавание предметов по заданным признакам.

    а) назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый;

     продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

    б) какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает;

     гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

    в) кто или что может быть: высоким или низким;  холодным или горячим;

     твердым или жидким;  узким или широким.

    3.Назовите общие признаки:

    яблока и арбуза;

    кошки и собаки;

    стола и стула;

    ели и сосны;

    голубя и дятла;

    ромашки и гвоздики.

     

    4.Чем отличается:

    ручка от карандаша;

    рассказ от стихотворения;

    сани от телеги;

    осень от весны;

    дерево от кустарника;

    лиственное дерево от хвойного дерева.

    5.К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо - ?  (Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.)

    колесо – круг, ковер - ?

     белка – дупло, медведь - ?

     магазин – продавец, больница - ?

     день – обед, вечер - ?

     охотник – ружье, рыбак - ?

     слово – буква, дом - ?

     лес – деревья, поле - ?

     палец – кольцо, ухо - ?

     море – капля, толпа - ?

     цветок – бутон, листок - ?

    6.Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча;

     слива, яблоко, персик;

     брюки, шорты, юбка;

     корова, лошадь. лев;

     елка, береза, сосна;

     картофель, морковь, огурец;

     петух, гусь, воробей;

     коза, свинья, корова.

    7.Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    покупать –

    открывать –

    помнить –

    встречать –

    толстый –

    мелкий –

    полный –

    знаменитый –

    голодный –

    брать -

    8.К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.  Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач –

     радостная встреча –

     вспомнить радость –

     светлый верх –

     темное прошлое –

     слабый мороз -

    9.Логические задачи:

    *Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

    *На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

    *Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

    *Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

    *На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

    *Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

    *Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    10.Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    ваза хрустальная, а стакан легкий;

    зебра полосатая, а леопард злой;

    холодильник белый, а ковер мягкий;

    огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

       Играя с детьми, мы совершенствуем самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.  Характерно, что проведение предлагаемых  игр не требует ника­ких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гу­ляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в дет­ский сад и даже в ванной комнате.

     

    Использование пальчиковой гимнастики,

    игр и упражнений

    в формировании речи детей .

       

       «Истоки способностей и дарований  детей – на кончиках их пальцев».

                                                                         Сухомлинскиий В.А                                                                 

    В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

    Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

    Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

      Пальчиковые игры ­ хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию; тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

    Попробуйте поиграть с детьми в следующие игры:

     

     

    Пальчиковые игры с карандашами

                 

       

          Рисование на манке

    (развивается зрительно-моторная
    координация, творческое мышление)

    Использовать для игры различные крупы: фасоль, гречку, горох.

    (развивается чувство стереогноза)

     

    Игры с  массажёрами и

    кольцами-эспандерами

     

     (нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений,

    тренируются мышцы кистей и пальцев)

    Пальчиковые игры — весёлые упражнения для пальчиков и ручек, очень эмоциональны, увлекательны для детей и полезны для их развития.

    Обогащают  общение взрослого с ребёнком.

    Правила проведения пальчиковых игр.

    Равномерно нагружать пальцы обеих рук. После каждого упражнения использовать расслабление. Пальчиковую гимнастику нужно использовать комплексно, во всех видах деятельности. Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы.

    Артикуляционная гимнастика –

    путь к правильной речи

       Важную роль в формировании произношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения  на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

    Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

    Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями

    • Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикулярных движений.
    • Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикулярных упражнений. Основным назначением артикулярной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикулярной моторики.

     

     Роман выполняет упражнение   «Качели»

          Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
    - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
    - улучшить подвижность артикуляционных органов;
    - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
    - увеличить амплитуду движений;
    - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

    При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

    1.Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным.

    2.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

    3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

     Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

    4.Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

    5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

    6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.